По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный период является особым периодом в развитии детского творчества. Многие родители считают, что накануне поступления ребенка в школу нецелесообразно заниматься его эстетическим развитием, гораздо важнее сосредоточиться на обучении его чтению и математике. Однако данные, полученные известными нейропсихологами В.Д. Еремеевой и Т.П.Хризман свидетельствуют о том, что эстетическое развитие ребенка положительно влияет на уровень подготовки к школе.
Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления. Поэтому эстетическое воспитание ребенка имеет большое значение для его интеллектуального развития. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряженная и кропотливая работа не только педагогов, но и родителей.
Что желательно делать родителям для того, чтобы работа, проводимая в этом направлении в стенах детского сада, дала максимально положительный результат?
Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось малышу, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. Именно родители должны научить ребенка правильному обращению с книгой, рассказывая ему о том, кем написана книга, как она называется, кем она иллюстрирована.
Для полноценного музыкального развития детей родителидолжны поддерживать интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя как собственные записи, так и те, которые предоставляет в их распоряжение музыкальный руководитель детского сада. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников, стараясь избегать излишних нагрузок на детский голос (непеть «взрослых» песен с большим диапазоном мелодии). Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.
Велика роль семьи и в развитии детей в театрализованной деятельности. Очень хорошо, если в семье есть маленький мини-театр и родители дома могут создать условия для театрализованных экспромтов, помогают разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения. Очень важно, по мере возможности, организовывать посещения театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
Не менее важным и содержательным является участие родителей в изобразительной деятельности. Именно родители должны способствовать постоянному накапливанию у детей эстетических впечатлений. При восприятии природы обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, совершенство строения ее творений и целенаправленно воспитывать у детей отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как первооснову красоты в искусстве.
И, наверное, самое главное - это искренний интерес родителей к тому, чем занимается их ребенок в детском саду. Хорошо, когда родители посещают детские праздники и развлечения, но еще лучше, если они принимают участие в подготовке этих праздников. Если они обсуждают с ребенком содержание будущего мероприятия, приходят на репетиции, помогают в изготовлении декораций и пр.
Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Мы же, взрослые, заинтересованы в конечном продукте нашей деятельности. Сегодня мы хотим вам предложить такой вид игры с красками, который удовлетворит потребности как детей так и взрослых. Ребятишки получат удовольствие от самого процесса создания т.н. "мраморной бумаги", ведь это так здорово - смешивать папин крем для бритья с разноцветными красками, создавая красивыми узорами. А родители будут приятно удивлены тем, какая красивая бумага для детских поделок получится в результате.
Для изготовления "мраморной бумаги" вам потребуются:
· крем (пена) для бритья
· акварельные краски или пищевые красители
· плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
· бумага
· скребок
План работы:
Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
Просто удивительно! Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.
"Мраморную бумагу" можно использовать для изготовления поделок и открыток своими руками. Из нее получится оригинальная оберточная бумага.
Начинать работать с детьми в технике паспарту можно с раннего возраста. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские "каляки-маляки" в настоящий рисунок, в буквальном смысле придав им форму. Вообще, паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими.
В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки. Удобно использовать для этого маникюрные ножницы.
Если вы не очень хорошо рисуете, то наберите в любом поисковике, например, в Яндексе или Гугле , запрос "простые раскраски для малышей", выберите понравившуюся вам раскраску и распечатайте ее на плотной бумаге. После этого какие-то детали изображения вырежьте.
На другом листе бумаги ребенок карандашами или красками рисует свои "каля-маля". После того как краска высохнет, наложите на него заранее заготовленное паспарту. В результате у вас получится, например, бабочка с цветными крылышками. Малышу будет интересно наблюдать за превращением своего рисунка.
Пример паспарту с "каляка-маляками". Во-первых, нам надо сделать рамку, для этого подойдет лист картона или плотной бумаги. Печатаем или рисуем на нем большую бабочку и вырезаем маникюрными ножницами оконца на месте крыльев, оставляя контур. Изображение бабочки можно взять из интернетовских раскрасок. Затем выбираем лист с самыми красивыми "каляка-маляками".
Накрываем "каляки-маляки" нашей рамкой - бабочкой, скрепляем их, и детское паспарту готово, теперь можно повесить его на стену.
Вашему ребенку не потребуется особых умений, чтобы удивить вас "воздушными" пейзажами. Рисование воздушными красками заинтересовывает детей дошкольного возраста по причине того, что у детей этого возраста совсем небольшой жизненный опыт, поэтому им даже многие обычные для взрослых людей вещи и явления кажутся настоящим чудом. Уже сам процесс изготовления красок увлекает ребятишек. Для изготовления "воздушных" чудо-красок вам потребуется блинная (самоподнимающаяся) мука, а также соль и пищевые красители. Ингридиенты, больше подходящие для выпечки чего-нибудь вкусненького, чем для художественного творчества, не правда ли? А как интересно будет потом получившимся "тестом" рисовать на картоне и с нетерпением ждать результата, пока картины "подрумяниваются" в микроволновой печи.
Чтобы приготовить краску перемешайте в небольшой чашке:
- одну столовую ложку самоподнимающейся (блинной) муки
- несколько капель пищевого красителя
- одну столовую ложку соли
Затем надо добавить немного воды, чтобы придать "воздушной" краске нужную консистенцию.
Наносить краску надо на толстый лист картона (если у вас нет нужной кисти, можно использовать ватные палочки). Внимание! Картон не должен содержать синтетических материалов и пленок, используйте обычный картон или очень плотную бумагу.
Поместите картину в микроволновую печь, включив максимальный режим на 10 - 30 секунд, пока краска не станет сухой. Время сушки зависит от толщины слоя краски и ее консистенции.
Примечание: самоподнимающаяся мука – это мука с уже добавленным разрыхлителем. Ее можно купить в магазине (иногда она продается как блинная, надо читать состав), а можно приготовить самим (на полкило муки возьмите чайную ложку с горкой соды + столько же лимонной кислоты).