Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.
В.А.Сухомлинский

Интерес к труду, необходимые трудовые умения и личностные качества закладываются в дошкольном детстве. Важно не упустить это время, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Самообслуживание в повседневной жизни - это начало трудового воспитания детей дошкольного возраста.
В детском саду педагогами проводится большая работа по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Начиная с раннего возраста, дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик, самостоятельно умываться, при этом обязательно закатывать рукава, не разбрызгивать воду, насухо вытирать руки и т. д. Важно и необходимо закреплять эти навыки дома. Собираясь в детский сад, ребенок может сам умыться, почистить зубы, одеться. Важно расположить туалетные принадлежности и одежду так, чтобы ребенок мог сам ими воспользоваться. В старшем дошкольном возрасте родители могут привлекать ребенка к уборке кровати: сложить пижаму, уложить одеяло и т. д, а затем постоянно следить и напоминать о необходимости поддерживать порядок.
Первое время на это будет уходить много времени и порой вам захочется все сделать самостоятельно. Но важно понимать, что с предоставлением самостоятельности ребенку начинается формирование потребности в трудовых усилиях, ощущение своей причастности к общим семейным делам. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается быть аккуратным и опрятным, учиться организовывать пространство вокруг себя.
В нашем детском саду педагоги активно вовлекают детей в хозяйственно–бытовой труд: к дежурству по столовой, к подготовке к занятиям, к работе по наведению порядка в игровых зонах и мытью игрушек. В семье также не стоит отказываться от детской помощи «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду», даже если ребенок на данном этапе мешает, а не помогает. Если в младшем возрасте вы не оттолкнете ребенка и не отправите его играть, вместо помощи по дому, а покажете и научите, то в 5 лет ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, приучаем заботиться о других людях. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, бережное отношение ко всему живому, к результатам труда. Большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений об их росте и развитии,
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Валеева Н.В,
воспитатель