Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества
В.А. Сухомлинский

Развитие творческих способностей у дошкольников
Каждый ребенок по своей природе - творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их. Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности. К творческим способностям относят: воображение, образное мышление, интуицию, фантазию, восприятие, инициативность, любопытство. Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства.
Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:
1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
5. Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
6. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
7. Регулярный и системный характер занятий.
8. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
9. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
В своей работе с детьми в изобразительной деятельности я использую нетрадиционные техники, которые стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
Методы развития творческих способностей в нашем ДОУ:
1) Изучение окружающего мира: Дети по своей природе очень любопытны. У них много вопросов без ответов: «Почему небо голубое?», «А кто это там бегает такой пушистый?» и «Почему трава зеленая?». Наша задача вызывать и поддерживать интерес детей к окружающему миру. На прогулках показывать растения и разговаривать о животных, в группе говорить об игрушках и бытовых предметах. Во время таких разговоров дети получают ответы на свои вопросы, выстраивают логические цепочки и учатся внимательно наблюдать за всем, что их окружает.
2) Развивающие игры: игра - это основной способ развития детей. Игры помогают развивать воображение и творческое мышление, применять теоретические знания в жизни. В нашем саду игры проходят в виде квестов, викторин и театрализованных мини-сценок.
3) Рисование: это самый привлекательный для детей вид творческого труда. Рисование развивает фантазию, воображение и пространственное мышление (способность представить предмет во всех деталях), учит контролировать свои действия. Воспитатель следит, чтобы у детей всегда были в доступе инструменты для рисования.
4) Лепка: лепка отлично развивает мелкую моторику у детей и способность представить предмет в деталях. Дети ассоциируют лепку с игрой, потому что появляется большой соблазн поиграть с фигурками, которые вылепили.
6) Музыка развивает музыкальный слух, память и пространственное мышление. Помогает выражать свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песни, учатся узнавать ритм, придумывают свои движения и начинают танцевать в такт. Поэтому полезно иногда включать детские песни или классическую музыку.
Наши воспитанники дома вместе со своей семьей занимаются творчеством: рисуют, лепят, читают книги, играют. Совместное творчество детей и родителей дома вызывает массу положительных эмоций у ребёнка и создает в семье особо теплую атмосферу, помогает наладить взаимопонимание, и укрепить уважение к каждому члену семьи. Родители, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.
А.М. Валькова, воспитатель