
К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком. Закон РФ «О защите пряв детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Различают четыре вида жестокого обращения:
1) физическое,
2) сексуальное,
3) психологическое (эмоциональное)
4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется психологическое и физическое насилие?
Иногда это сделать совсем не просто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться (скрывая свои синяки), замыкаются в себе, реже - бывают агрессивны по отношению к сверстникам. Подчеркиваем, что важен не один признак, а их сочетание.
При¬ведем общие и конкретные признаки психологического и физического давления для детей дошкольного возраста, которые должны насторожить педагогов.
Эмоции - низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение - гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность.
Интеллект - задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстника¬ми - замкнутость, агрессивность или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние - при интенсивных физических наказаниях и пренебрежении ребенком нередко наблюдаются снижение веса, роста, неопрятный вид.
Кроме того, к этим общим нарушениям могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может испытывать отвращение к физическим контактам со взрослым, судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать чувство страха перед возможным порицанием. Такие дети не умеют адекватными, социально приемлемыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Лучше постараться показать «трудному» ребенку примеры конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, чем порицать и наказывать его.
Далеко не все взрослые (родители, педагоги) понимают, что психологическое насилие также вредно для ребенка, как и физическое. Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком.
Тем не менее специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
1. игнорирование – отказ ребенку в эмоциональной поддержке,
любви, безопасности;
2. отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;
3) угрозы, запугивание;
4) изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для него людьми - бабушкой, отцом;
5) развращение - поощрение саморазрушающегося поведения, употребления алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
Применяя к ребенку наказание, следует помнить о некоторых разумных правилах:
1) наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
2) никаких наказаний для «профилактики», впрок;
3) наказание не должно производиться за счет любви, нельзя лишать
ребенка заслуженной награды и похвалы;
4) лучше не наказывать, если наказание запоздало;
5) после наказания ребенок должен быть прощен, и упоминать его
прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
6) наказание не должно унижать человеческое достоинство ребенка. Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятно ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным.
Все эти необходимые меры помогут специалистам скорее и эффективнее сгладить негативные последствия жестокого обращения с ребенком, посещающим дошкольное учреждение.