Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему дому. Постоянно расширяясь,
эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству
Д.С. Лихачев

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Основа патриотизма – это семья, она является опорой в жизни каждого человека и играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.
Для формирования чувства патриотизма через ближайшее окружение ребенка в старшей группе «Непоседы» нами созданы макеты.
Через любой игровой макет может способствовать формированию любови и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. У ребенка появляется чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивается интерес к доступным явлениям общественной жизни.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей, эмоциональной отзывчивости, любознательности, умению взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В процессе игр с макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Макеты меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета.
Наши макеты устойчивы и легко перемещаются с места на место; удобны в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Макеты представляют собой основу, на которую с помощью липучек крепятся различные панорамные фоны и меняется содержание согласно тематике.
Макеты «Русская изба» и «Сенокос» одни из первых созданных нами макетов. Они знакомят детей с образом жизни и предметами быта наших предков. Дети с огромным удовольствием погружаются в игру с макетами, знакомятся с новыми предметами и традициями русского народа.
Макет по пожарной безопасности, который закрепляет знания детей о причинах пожара в городе и на природе, воспитывает уважение к труду пожарных и способствует формированию навыков безопасного поведения.
Макет «Семья» представляет собой фон - квартира, который дополняется фигурками членов семьи, с которыми можно развивать различные сюжеты. Дети в игре часто совмещают макет «Семья» с макетом «Детский сад», на основе которого можно обыграть сюжет детская площадка.
Макет «Экология» знакомит детей с сортировкой мусора и работой мусороперерабатывающих предприятий. Макет дополнен игрой «Сортировка мусора».
Для закрепления знаний о Дне Победы подготовлена выставка макетов «День Победы» и «Бессмертный полк».
Модели-макеты имеют огромное значение для патриотического воспитания детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.
Знания, полученные детьми, способствуют формированию чувства принадлежности к семье, детскому коллективу, своему народу и стране, что в свою очередь является надежной основой воспитания чувства патриотизма в дошкольном возрасте.
М.А. Стукова, воспитатель