Без игры нет и не может быть
полноценного умственного
развития ребенка.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский

Камешки Марблс – это разноцветные шарики или камешки из стекла. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма.
Они имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это полезные, веселые и простые игры.
Марблс — это универсальное пособие, один из нетрадиционных приемов обучения, для детей, представляет собой готовые наборы камушков разного цвета и формы.
Игры с камнями оказывают положительное влияние на ребенка. Казалось бы, простое перебирание камешков, рассматривание их, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Когда я впервые показала эти необычные цветные камешки детям, они вызвали у ребят чувство радости, счастья, восторг, ребята стали задавать познавательные вопросы: «А где вы их взяли?», «А внутри камешков находится вода?», «А если уронить их на пол они разобьются?». Учитывая заинтересованность детей к этим необыкновенным камням, я разработала дидактические игры для познавательного развития, эстетического познания мира, психоэмоционального благополучия дошкольников. Эти игры также способствуют формированию мотивации к обучению.
Можно использовать с 2-3 лет и старше, но нужно помнить, что дети младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых!
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры с камнями Марблс, которые можно использовать в домашних условиях:
Игры на развитие мелкой моторики
1. Упражнение «Выложи по заданию» (развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти)
2. Упражнение «Раскрась» картинку камешками» (развивать умение различать цвета и находить цвета по образцу, по словесному обозначению)
Игры на профилактику и коррекцию зрительно-пространственных нарушений
1. Упражнение «Графический диктант» (учить ориентироваться на плоскости)
Например, положи красный камушек в центр листа, синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний и т.д.
Игры на развитие пространственной ориентации (закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)
– возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
– возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
– возьми оранжевый камень и положи перед собой;
– возьми желтый камень и положи сзади посуды;
Игры с камнями «Выкладывание узора» без образца (торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)
Игры с камнями для развития элементарных математических способностей
1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек.
2. Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками.
3. Сосчитать разноцветные камешки по порядку: первый, второй, третий…
Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.
Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?
Составление, выкладывание и решение математических «примеров»
Игра «Золушка» (развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру)
Игры на формирование количественных представлений (Сколько?)
Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз? Сколько пальцев на одной руке? На двух? Сколько ушей у собаки? Сколько ножек у стола?
Игры на сравнение по количеству (У кого больше камешков, у зайки или мишки?)
Игра на формирование грамматического строя речи «Чудесный мешочек»
Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д.
Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д.
Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.
Игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве
«Крестики-нолики» (игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки. Первый, выстроивший в ряд 3 своих камешка по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает)
«Судоку» (заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся)
При использовании камешков Марблс у детей развивается внимание, мышление и творческое воображение. Повышается интерес к занятиям, познавательная активность и развивается внутренняя мотивация.
Скрылёва Е.А., воспитатель